Как научиться играть блюз на гитаре за две недели

Итак, вы хотите научиться играть блюз на гитаре. Прежде всего, необходимо усвоить, что блюз – это основа, источник многих стилей современной популярной музыки, поэтому недаром говорят: «Хочешь по-настоящему научиться играть на гитаре – учись играть блюз».

Научиться играть простые блюзовые композиции не так сложно, как кажется, главное, чтобы у вас было желание ставить определенную цель и добиваться ее. Здесь мы дадим пошаговую инструкцию, следуя которой вы сможете научиться играть простейшие блюзы с помощью простейших упражнений и видео уроков в течение 2-х недель.

Начнем с изучения блюзовой гаммы в тональности Е (ми). Блюзовая гамма в тональности Е (ми) в открытой позиции, то есть на первых трех ладах гитарного грифа, охватывающая две октавы, выглядит таким образом:

На схеме изображены первые четыре лада гитарного грифа, шестая струна находится снизу, соответственно, первая струна сверху.

Для начала следует просто поиграть гамму в равномерном ритме по нисходящей и восходящей, прислушиваясь к гармонии звуков, а также попробовать освоить такие приемы игры, как бенды (подтяжки) и вибрато. Обратите внимание, что часть нот берется на открытых струнах, а также на блюзовые ноты, которые придают блюзовое звучание гамме. Пока не принимайте во внимание то, что преподаватель показывает в более высоких позициях, сосредоточьтесь только на блюзовой гамме на первых трех ладах и на технике подтяжек, вибрато и глушения струн.

Важное примечание: сразу нужно приучиться играть под метроном, потому что правильный, четкий ритм – важнейшая составляющая музыки. Когда музыканты играют в группе, то правильный ритм поддерживает ударник, при самостоятельном обучении метроном просто необходим. Простейший метроном можно скачать из Интернета и установить на свой компьютер. Начинать играть следует, установив 60 ударов в минуту, потом постепенно можно увеличивать темп. При постоянной игре с метрономом, постепенно правильный ритм начнет получаться автоматически.

1-е упражнение: играем сначала пентатонику, затем блюзовую гамму под метроном в равномерном ритме по нисходящей и сразу же, без паузы, по восходящей. Затем пробуем использовать специальные приемы – бенды, вибрато и глушения струн.

Те, кто освоил три аккорда, достаточных для исполнения дворовых песен, и хотят попробовать играть блюз на гитаре, возможно, будут удивлены, узнав, что блюзы тоже играются на трех аккордах, только построенных в определенной последовательности, называемой блюзовым квадратом. Блюз может исполняться в разных тональностях, обычно мажорных, самые распространённые – Е (ми) и А (ля), реже С (до), D (ре), F (фа) и G (соль). Для блюза в тональности Е это будут аккорды Е, А, H7.

Блюзовый квадрат или музыкальная блюзовая прогрессия состоит из двенадцати тактов, разбитых на три строки по четыре такта. Схема базовой блюзовой прогрессии в тональности Е выглядит следующим образом:

E E E E
A A E E
H7 A E H7

Подразумеваем, что вы знаете аппликатуры перечисленных простейших аккордов.

Вот и готово 2-е упражнение: играем блюзовый квадрат из 12-ти тактов в тональности Е с размером 4/4, то есть каждый такт на счет 1-2-3-4, переставляя аккорды в соответствии со схемой, пока любым боем, каким владеем. Главное, вначале надо почувствовать блюзовую гармонию и размер.

Не забываем, что после каждого упражнения или после каждого занятия, в котором проиграете все упражнения, нужно отметить в Дневнике фактически затраченное время. Вы будете видеть, как идет продвижение к поставленной цели, и это будет стимулом для достижения окончательного результата.

Теперь немного о том, почему блюз имеет именно такую музыкальную структуру, потому что проходя обучение гитаре, не помешает знание и о происхождении того или иного музыкального стиля. Основами блюза были так называемые «рабочие песни» – ритмичные песнопения, сопровождавшие тяжелую работу в поле, а также христианские спиричуэлс. Блюзовый квадрат из трех строк соответствует куплету из трех музыкальных фраз, в котором две первых фразы повторяются.

Обычно каждая строчка куплета поется на два первых такта каждой четырех тактовой музыкальной фразы, что дает возможность инструменталисту сыграть 3-й и 4-й такты без голоса певца и создает особый эффект, создающий как бы обмен «зовами» и «откликами». Такая структура музыкального строения позволяет использовать еще одну особенность блюзовой музыки – богатые возможности для импровизации. К импровизации вернемся чуть позднее, а пока поговорим о другой важной составляющей блюза – особом ритмическом рисунке или по-простому бое, который называется шаффл.

Шаффл (буквально означает «шарканье») – является отличительной чертой блюза и обычно вызывает затруднения в освоении у новичков. Чтобы лучше понять, что такое шаффл-ритм, на ютубе найдите урок, посвященный шаффл-ритму и посмотрите.

Пока не обращайте внимания на сложные аккорды, которые показывает преподаватель вначале, играйте простыми аккордами в открытой позиции на первых трех ладах E, A и H7, сосредоточьтесь на ритме шаффл и игре риффами, которым будут посвящены 4 и 5 упражнения.

И сразу можно попробовать 3-е упражнение: Играем блюзовый квадрат в тональности Е, который вы уже освоили, в ритме шаффл под метроном.

Теперь о риффах, с помощью которых очень часто играют блюзовый аккомпанемент. Риффом в гитарной музыке называют циклически повторяющуюся ритмико-мелодическую фигуру.
Попробуем сыграть простейший рифф, пользуясь приведенной табулатурой.

Упражнение 4:

Играем медиатором переменным штрихом, то есть медиатор должен постоянно двигаться вниз-вверх, в ритме шаффл, при этом звучать должны только две струны. Заметьте, что рифф один и тот же, только переносится выше или ниже.

А теперь попробуем обогатить рифф.

Упражнение 5:

Здесь те же аккорды блюзового квадрата в тональности Е, только в другой, как бы упрощенной аппликатуре. Дугой обозначен прием хаммер-он (молоточек), когда вторая нота извлекается резким ударом пальца левой руки по струне без участия правой руки.

И напоследок поговорим еще немного об импровизации. Можно сказать так: блюз – это квадрат, шаффл и импровизация. Если научиться играть блюзовый аккомпанемент в ритме шаффл в простейшем виде можно за две недели, то импровизация – это гораздо более серьезная вещь, но попробовать для начала можно. Импровизируют обычно под блюзовый аккомпанемент, то есть квадраты, исполняемые инструментальным ансамблем в составе нескольких инструментов и ритм-секции.

Упражнение 6: играем блюзовую гамму под минусовку, на которой записан блюзовый аккомпанемент и ритм-секция. Минусовки есть в свободном доступе в Сети. Найдите любую блюзовую и попробуйте поиграть под нее.

Для начала следует просто поиграть гаммы в равномерном ритме по нисходящей и восходящей, прислушиваясь к гармонии звуков, потом постарайтесь играть в шаффл-ритме, а также попробуйте использовать такие приемы игры, как глиссандо, подтяжки и вибрато.

Последовательно выполняя все приведенные упражнения, за две недели вы сможете освоить несложные блюзовые композиции.

Добавить комментарий